9 Ноя, 2010
102 комментария

Обучение в чешских вузах после 26 лет

Многие т.н. «открывашки» (компании, за баснословные деньги оказывающие услуги по помощи в иммиграции) распространяют в Сети слухи о платном высшем образовании в Чехии по достижении 26 лет. Их мотивы мне неизвестны и по неясной причине опровержение слухов с сайта удалила Пражанка, но с полной ответственностью могу заявить, что они вводят людей в забуждение — законом не ограничен возраст для поступления в ВУЗ и бесплатного обучения.

Наступление 26-летия важно для чехов, но не для иностранцев — после 26 лет на граждан ЧР снимается освобождение от оплаты медицинскоого и социального страхования (примерно 3 000 крон в месяц), ранее оно оплачивается государством. Для иностранцев различия ничтожны — пропадает право на льготный проезд в транспорте (проездной в Праге обойдется в примерно 300 крон в месяц вместо 210), скидки на вход в музеи. 26 лет — порог, который считается в Чехии границей между молодостью и полной финансовой самостоятельностью и потому снимаются студенческие скидки и льготы, а вовсе не вводится какая-то плата за обучение.

В вузах учиться бесплатно можно в любом возрасте, и в 27, и в 55 лет.

102 комментария

  • А мне как раз таки их мотивы вполне понятны: хотят, чтобы увеличился наплыв студентов в их конторки, дабы денежки грести лопатами..

  • Причем у них очень сильно заметны льготы для молодежи. Достаточно посмотреть на тарифы Czech Airlines, у которой билеты для тех, кому меньше 24 лет, стоят в 2 раза дешевле взрослых.

  • Правда вот с 12 года обучение уже будет платным, в 11 вроде как половину стоимости надо будет уже платить.

    • Да-да, ведь будет платное и это будет целых 20 тыс крон максимум (пруфлинк http://www.novinky.cz/domaci/215035-studenti-vs-by-u-zapisu-mohli-platit-az-6000-korun.html )! Разориться можно, 35 тыс руб в год максимальная цена! Для вас по секрету — даже на самых дешевых бакалавров университеты тратят сейчас по 40-50 тыс крон в год, так что и половины расходов не покроет введение оплаты.

      Посмотрите лучше на то, сколько в родной России стоит обучение и при этом каково его качество. В ВАШЕЙ стране, гражданство которой вы имеете и которой следовало бы заботиться о вас, мне и других россиянах.

      И не с 2012, а с 2013. С 2011 года, возможно, при записи на 1 курс будет взыматься плата в 6 тыс крон (см. все ту же ссылку наверху).

      У чехов просто уже на шею сели абитуриенты из России и СНГ в целом — которые ежегодно поступают без экзаменов, не учатся, тратят бюджетные деньги, их выгоняют и затем вновь принимают документы на след. год.

      И при этом, что приятно, будут резно повышены стипендии, расширено количество грантов. В настоящий момент стипендии символические, на бакалаврские и магистерские повышенные стипендии даже с трудом нельзя прожить. С введением оплаты денег у хороших студентов ощутимо прибавится.

  • А о том, что второе высшее образование — платное, тоже слух?

    • А что вы подразумеваете под вторым высшим образованием? Если вы уже в Чехии учились и затем с бакалавриата вновь решили начать (как и если вовремя не заканчиваете обучение), то могут и попросить несколько тысяч крон в год заплатить (точно не скажу, но в пределах символических 5 тыс крон в год). Если начинаете уже учить лишь ради развлечения — тогда и начнете платить.

      Если же ваше образование зарубежное, то и речи не может идти об оплате — Чехия вам еще не оплачивала ничего.

      Вообще фразы «второе высшее образование» я здесь не встречал. Никаких «ускоренных», «упрощенных» программ нет — для всех единые бакаларские, магистерские, докторские программы с единым перечнем предметов и часов по ним.

      • оп-па, мечты о бакалавриате в VŠUP становятся реальнее

      • В ВЧУТ (в других вузах не знаю, наверно так же)

        Вы учитесь бесплатно (предполагаемая_длина_бакалаврской_программы) + 1 — (количество_лет_сколько_вы_отучились_на_бакалавра_в_чр)

        За каждый следующий год вы платите.
        То есть, например, если вы проучились 2 года на ФЭЛе, бросили, потом поступили на Факультет архитектуры, где предполагаемая длина бакалаврской программы 3 года, вы 2 года учитесь бесплатно, за каждый следующий год платите. Магистр считается отдельно, но, кажется, аналогично.

        • а_я_на_бакалавра_0_лет_в_чр_проучилась)
          А магистратура в той области мне не особо нужна. Хотя 2 года это очень долго. чтобы загадывать, будет возможность — попробую поступить

  • Про качество я не спорю, я про то, что для образования нужно будет иметь немалое кол-во средств, в России учась можно хотя бы работать. Здесь ситуация иная, это сколько нужно иметь накоплений, дабы обеспечить себе годовое изучение языка и дальнейшее обучение в течении 5 лет при том что работать можно чисто символически?

    • Работать можно 40 часов в неделю, очень даже не символически.

      • работать 40 часов в неделю и при этом НОРМАЛЬНО учиться? 🙂

  • Добрый день, спасибо за блог!
    Хочу поступить в CVUT — подскажите, если знаете, существуют ли языковые курсы при CVUT после которых можно сразу поступать в этот университет. Вроде как много информации об этом в сети, но вот еще вычитала, что теперь в ВУЗы ЧР можно поступить только окончив языковые курсы при Карловом университете? Правда ли это?

    • Нет, курсов при ЧВУТ не существует. Существует ряд русских фирм, которые пытаются под вывеской ЧВУТ или даже Карлова университета рекламироваться в русскоязычной среде (т.е. где руководство вузов не увидит введения в заблуждение студентов). Они арендуют даже помещения в ЧВУТ, но юридически и организационно к ЧВУТ вообще никак не относятся — все подписываемые вами документы будут на частную русскую фирму, а работой организационной с вами будут заниматься русские сотрудники этой фирмы, а совсем не сотрудники ЧВУТ. На любом факультете ЧВУТ вам порекомендуют обращаться в UJOP Карлова университета, в большинстве случаев — в Подебрады. См. http://www.podebrady.ru — я учился там, курсам уже 30 лет, в замке до них был факультет ЧВУТ и до сих пор очень тесная работа с ЧВУТ.

      Рекомендую ознакомиться с http://www.podebrady.ru/2010/03/20/kurzy/

      Требования окончания курсов нет — вы можете учить чешский хоть дома. Окончание курсов в Подебрадах с сертификатом дает вам право освобождения от вступительного экзамена по чешскому. См. http://www.podebrady.ru/2010/06/20/osvedceni/ Также на сайте, например, ФЕЛ ЧВУТ — http://www.fel.cvut.cz/prestudent/studium-v-cj.html

  • Спасибо большое! Прочитала еще, что при Карловом открылся новый филиал — Прага-Кристалл, где специально готовят к поступлению в технический Вуз. Читала это вроде на официальном сайте, так что веры больше)
    И еще один вопрос — у меня уже есть высшее архитектурное образование русское.
    Вот теперь думаю, начинать с нуля бакалавр на строительном факультете или попробовать поступить в магистратуру на архитектурном.
    Куда проще поступить?
    Заранее — огромное спасибо!!!!

    • Я не совсем понимаю, почему у вас строительный и архитектурный стоят вместе. По-моему, это разные факультеты с разными направлениями подготовки. Куда проще — дело индивидуальное. Если есть знания профессиональные и портфолио — то в магистратуру; если знаний нет (но есть школьный уровень и талант) — то в бакалавриат.

      Кристалл — это новый центр UJOP в Праге (т.к. модные мальчики и девочки хотят обязательно в Праге). Но там дороже по сравнению с Подебрадами и этот центр существует лишь год. Решать вам, заявку в любом случае через http://www.podebrady.ru/prihlaska/ можно подавать. Также см. http://www.podebrady.ru/2011/02/28/1-semester-krystal/

  • Доброго времени суток. Не подскажите, для бедных братьев и сестер из Беларуси что-нибудь изменилось с 2011 года? Слышала про бесплатное образование (видимо, учитывая все особенности) и стипендия в 1000евро…До сих пор не уверена насчет 26-ти.. Знакомая поступает в 27 лет в VSUP (Прага) и уверена, что платно..

    • Про 1000 евро — это, видимо, о стипендии OESS? Подробнее см. http://www.podebrady.ru/2011/11/30/oess/ — но прием документов был окончен 16 декабря.

      Если вы сомневаетесь — то поищите в чешских законах обоснование оплаты после 26 лет. Поделитесь с нами.

      • Прелестно! Только я не совсем поняла насчет полной оплаты обучения.. Ведь образование на чешском и так бесплатное… Или здесь имеется ввиду, что если на чешском — то просто стипендия, а если на английском — то сама оплата и еще плюс стипендия?..
        И как действует эта система? Куда писать? И делать это до подачи приглашки или после тоже можно? Спасибо за ответы на мои нескончаемые вопросы)

        ПС. Я собираюсь поступать в следующем году, экзамены в январе 2013 (если конца света не будет, конечно)))

        • В Чехии обучение на чешском бесплатное. А на английском — платное. Вот благодаря стипендии OESS можете учиться на английском бесплатно и получать стипендию. Или на чешском и получать стипендию.

          Вся информация по «как подать» и «куда писать» — на http://www.podebrady.ru/2011/11/30/oess/ или официальном сайте.

      • Да, единственный вопрос.. Подача закончилась 16 декабря, и есть такая фраза «Fill in an online application for an OESS scholarship through My Page and send it by 16 December 2011. Late applications will automatically be moved to the next application round»
        Этот следующий раунд когда начинается и начнется ли вообще? Дело в том, что для творческих специальностей семестры начинаются зимой, если я не ошибаюсь.. И в AAAD подача приглашек будет производиться до 30 ноября 2012 года. И если рассмотрение заявлений в OESS длится только в феврале, то следовательно можно не успеть получить эту стипендию… Ай, сколько сложностей))

        • Увы, я не организатор стипендии и поэтому не могу вам сказать о сроках «раундов». Можете написать им прямо, а лучше — собирать документы, отправлять и сильно верить в свой успех. Все стипендии выдаются лишь так — вы тщательно готовите документы, тратите на них недели и отправляете без единой надежды на успех. Получают даже научные гранты и стипендии единицы из подающих. А эта OESS и прочие обычные стипендии — банальная раздача денег анонимной толпе с неясными целями. Оценить эффективность использования денег по сочинениям «Какой я хороший» или «Почему я хочу учиться в Европе» невозможно, это банальная лотерея.

  • Пардон, я все прочитала на их сайте. )

  • Добрый день! Скажите, а как влияет беременность и рождение ребенка на учебу на дневной форме? Возможно ли это вообще? Я имею ввиду не денежные проблемы, а сугубо гражданские) Кем по национальности будет ребенок и т.д… И как это может отразиться на моей учебе? А вдруг вы в курсе таких специфических проблем)

    ПС. уточняю этот вопрос на всякий случай)) бывает разное в жизни, хочется подготовиться хотя бы информационно))

    • У ребенка будет национальность родителей. Ребенок 2 русских не может случайно стать венгром.

      Предполагаю, что вопрос ваш касался гражданства. В Чехии нет бонуса при рождении ребенка на территории страны, т.к. Чехия не является страной-колонией, где раздают направо и налево гражданство. Поэтому гражданство будет такое же, как у одного или обоих родителей.

      На учебе вы берете вроде академ. отпуска, но тогда у вас не будет и основания для студ. визы, если я не ошибаюсь. Для воспитания ребенка нахождение на территории ЧР не обязательно, поэтому визу вам давать не будут.

  • Добрый день, хотела бы уточнить сколько лет можно бесплатно обучаться в Чехии, и кто это отслеживает? Просто я сейчас второй год буду учиться в ВШХТ, но в следующем намерена поступить в медицинский. Получается что последний год мне нужно будет оплачивать? и может кто-нибудь знает сколько это будет стоить?

    Заранее спасибо за ответ)

    • У Минобразования есть реестр всех студентов («матрика») и поэтому Минобразования отслеживает.

      Да, за последний год вы будете доплачивать.

      Если вас интересует стоимость обучения, то следует уточнять, в какой «медицинский» вы будете поступать. В Чехии десяток мед. факультетов, в разных городах и с разной стоимостью.

  • Доброго времени суток!
    1)Подскажите,пожалуйста,существует ли платное обучение в государственных ВУЗах Чехии (в случае «непопадания» на бесплатное обучение)?Если да,то какой будет стоимость?
    2)Во все ли гос ВУЗы сдаются вступительные экзамены?Что они из себя представляют?Это экзамены по чешскому языку или по профильным предметам также?
    3)В каких случаях можно поступить только на основании диплома или аттестата (с сертифицированным знанием чешского)?
    4)Насколько реально поступить в гос ВУЗ после 26 лет?(мы тоже одни из испугавшихся)
    5)Реально ли вообще поступить в гос ВУЗ,если в дипломе средние оценки?Отбор жесткий?

    Заранее большое спасибо!

    • 1. Нет
      2. Нет
      3. Например, в ВШХТ, http://vscht.ru/2011/07/nastup-do-studia/ Правда, в подобных вузах дольше 1 семестра даже школьники-отличники редко могут продержаться.
      4. Я не вижу никакой связи возраста и шансов на поступление в вуз. Были бы мозги.
      5. Оценки в СНГ редко отражают реальный уровень знаний. В разные вузы разный отбор.

  • А я как раз выбрала ВШХТ и меня очень заинтриговала ваша фраза о том,что «…в подобных вузах дольше 1 семестра даже школьники-отличники редко могут продержаться.» Что вы имели ввиду?)

  • Здравствуйте! Очень хотелось бы учиться в художественном вузе, может быть вы знаете, куда поступить реальнее всего, так как наслышана про вузы AVU и VSUP — что там очень большой конкурс, много желающих, а группы очень маленькие. Может, кто поступал, напишет свое мнение.

    • Вузов много, напишите мне на http://www.rudomilov.ru/feedback/ и попробуем найти решение.

      В целом — шансы на поступление минимальны, т.к. огромный разрыв между Россией и Чехией в худ. образовании.

  • Здравствуйте. Хочу поступать в AAAD и вообще переехать в Чехию, заканчиваю свой вуз в 2013.
    Где найти информацию о сроках подачи документов и т.д. в этот вуз?
    Какие курсы лучше пройти для этого гос. вуза?

    • Приветствую,

      Очень маловероятно, что вам удастся поступить во ВШУП (как я понял, вы подразумели его). Туда поступают целенаправленно и лишь избранные чехи. Иностранцу попасть почти невозможно. Для подготовки к поступлению следует идти на курсы в Кристалл, там ведется подготовка для поступления на творческие специальности. Сайт о нем http://www.praha-krystal.ru , цены и заявку см. на http://www.podebrady.ru/prihlaska/

      Вся официальная информация публикуется на официальном сайте, http://www.vsup.cz Вступительные экзамены проходят в января (как и часто бывает на творческих специальностях), документы принимаются осенью.

  • И есть ли возможность бесплатно пройти годовые курсы языка в Чехии для русских?

  • А что на счет архитектурного при пражском техническом?есть ли курсы?и на сколько реально поступить?

    • 1. Что такое «пражский технический» — я не знаю. Возможно, вы подразумевали ЧВУТ — это Чешский технический университет.
      2. Курсы для поступления на архитектуру — http://praha-krystal.ru/2011/11/architektura/
      3. Вступительные экзамены — http://praha-krystal.ru/2011/05/architektura-cvut/ Для студентов с более-менее нормальными успехами по школьной программе сложностей особых не возникает после курса в Кристалле (см. пункт выше).

  • Если я правильно понял из статьи, то я могу расчитывать на бесплатное обучение в гос. вузе даже если мне больше 26 лет?

  • Я гражданка Украины. Хочу получить высшее в Чехии на чешском языке.
    1. Я так поняла, что если я получила высшее на Украине, это ничего не меняет? (т.е. чехам все-равно и я могу получить у них бесплатное образование)
    2. Проходить языковые курсы в Чехии необязательно? Я ведь могу выучить чешский на Украине?
    3. Хочу учится на специальности «философия», где мне узнать о необходимых документах, экзаменах — есть ли эта информация на русском (или укр) языке?
    4. У меня диплом по специальности «компьютерные науки» — насколько реально мне найти в Чехии работу сисадмином без опыта, со знанием языка? (да, такая классная профессия, а хочу изучать философию:))
    5. Как остаться в Чехии на пмж? (обширный вопрос, я понимаю, может, дадите ссылку на информацию)
    6. Хочется, конечно, в Прагу, но ведь это столица, и туда поступить в разы сложнее, чем в других городах, правда ли это?

    • 1. Да
      2. Нет, не обязательно. Хотя большой вопрос, какой у вас будет язык, если вы не пройдете нормальные курсы в Чехии. Насчет изучения чешского за пределами Чехии — http://www.podebrady.ru/2011/10/31/alternativy/
      3. На сайтах факультетов. На русском и украинском ничего не будет — факультеты не занимаются целенаправленным привлечением студентов из СНГ.
      4. Зависит от опыта и навыков — наличие диплома не говорит ни о первом, ни о втором. Сис. администратором работать не очень классно. В любом случае, шансов немного в вашей ситуации (слабое владение языком).
      5. Жениться/работать/учиться. Проживете 5 лет — получите ПМЖ. По учебе стаж идет вдвое медленнее, в браке достаточно 2 лет.
      6. Вне Праги поступить легче, но и образование будет соответствующим. Хотя вопрос качества при обучении на философии, думаю, роли не играет — работы все равно никакой нет, это специальность для души.

      • ну, классно — не не классно, а работа найдется везде. Спасибо.

  • Здравствуйте, скажите пожалуйста, может ли студент-россиянин чешского вуза подрабатывать не только в Чехии, но и других странах ЕС? Например, в Германии и Австрии (язык знает).

    • Приветствую,

      Я не очень понимаю, как это будет выглядеть — после учебы ездить в другую страну на работу? Не слишком ли накладно обойдется?

      С точки зрения закона это невозможно, в Шенгене по чешским студ. визам/ВНЖ вы находитесь на правах туриста. Стоит радоваться, что сейчас по чешским студ. визам не ограничений на тур. поездки (за исключением правила 90/180).

      • Илья, спасибо большое за ответ. Я имела в виду подработку во время каникул, но если запрещено, то вопрос отпадает. Нигде не могла найти информацию о том, законно это или нет.

        • Никто не будет интересоваться вашим статусом. Или вы когда идете в России на подработку, то подписываете ли контракт, оформляют вас в штат? Нет.

          Меня каждый потенциальный иностранный студент чешских вузов спрашивает о подработках в Чехии, но лишь 1 из 100 удастся что-либо найти и если найдет, то он сразу сам поймет, что спрашивать о «можно или нельзя» совершенно глупо.

          В целом могу сказать, что если у вас студ. виза и вы едете в ту же Германию, то вы там на правах туриста. Может ли турист работать? Нет.

  • Добрый день! Сейчас не изменилась ли информация? Можно все-таки и в 2014 году обучаться бесплатно, если тебе за 26. И сколько бесплатных лет дается на обучение на бакалавра. Спасибо

    • Ничего не изменилось, т.к. новый закон не принят и неизвестно когда будет принят.

      Бесплатно в бакалавриате можно учиться стандартный срок и 1 год. Стандартный срок всегда указывается в карточке специальности, обычно это 3 года. Соответственно, в большинстве случаев можно учиться в бакалавриате 4 года, столько и учится большинство иностранцев.

  • Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, на данный момент я учусь в России на 4 курсе и получаю 1 высшее образование, когда я закончу университет мне будет 22, то можно ли будет поступить на 2 высшее в университет Чехии. (т.е я имею ввиду как после школы поступают первый год учат язык, а потом сдают экзамены и продолжают обучение)

    • Приветствую,

      Магистратура после бакалавриата — это «второе высшее»? По-моему, это продолжение образования.

      Не вижу для вашего случая какие-либо проблемы.

  • Здравствуйте. Мне 31, имею диплом магистра в РФ (апостиль пока не делал). Образование гуманитарное. Так сложилось, что уже давно работаю в совершенно другом направлении (ИТ). И работаю, надо сказать, хорошо. Теоретически, на меня есть спрос по синей карте, но обычно требуется профильное образование. Хотел бы его получить непосредственно в Чехии и уже потом соваться к местным работодателям. Упустил ли я шанс на учебную визу по возрасту или есть какие-то варианты, раз само образование возрастом не ограничено? Расходы на обучение вторичны.

    • Приветствую,

      апостиль пока не делал

      Апостиль на российские документы в Чехии не требуется, см. http://www.podebrady.ru/2012/12/10/priprava-listin-v-rusku/

      Теоретически, на меня есть спрос по синей карте,

      Да, у ИТ с трудоустройством все очень неплохо.

      Упустил ли я шанс на учебную визу по возрасту или есть какие-то варианты, раз само образование возрастом не ограничено?

      Нет, никаких сложностей по визе в вашем случае нет — даже в 40 лет можно получить студ. визу. Зависит все, конечно, от выбранных курсов, вуза, помогающих вам с документами людей.

      Планируете на чешском или английском учиться? На английском обучение, само собой, слабее и менее перспективно для желающих осесть в Чехии.

      • Ого. Спасибо, это очень воодушевляет 🙂
        Планирую учиться на чешском, т.к. уже изучал его в Карловом университете (правда, только 1 семестр, но потом было и практическое применение).

        • Ок, в случае вопросов по выбору вуза, курсов, города не стесняйтесь обращаться. По подобным индивидуальным вопросам можно сразу личное сообщение писать через http://www.rudomilov.ru/feedback/

  • Добрый вечер!
    У меня есть высшее образование РФ (творческая специальность). Хочу поучиться в магистратуре в ЧР.
    Вопрос: в случае непризнания моего диплома в ЧР, нужно ли мне подтверждать (нострифицировать) школьный аттестат, чтобы поступать снова на бакалавриат? Или по умолчанию, человек, имеющий высшее образование, способен поступить в вуз?
    Заранее спасибо!

    • Приветствую,

      Вопрос: в случае непризнания моего диплома в ЧР,

      В рамках помощи студентам с нострифиакциями http://www.podebrady.ru/nostrifikace/ я сделал многие сотни нострификаций и могу сказать, что по сути не бывает ненострифицируемых хотя бы на уровне бакалавра дипломов. У меня было лишь 2 случая, когда нострификацию не удалось сделать: медицинская биохимия (большая часть уч. плана как у врача, но на врача не хватает) и педиатрия без полных гос. экзаменов (странно получилось, что у человека не было гос. экзаменов в полном объеме). Но даже эти 2 случая вызваны лишь тем, что речь идет о строго контролируемой профессии (врач).

      Вопрос: в случае непризнания моего диплома в ЧР, нужно ли мне подтверждать (нострифицировать) школьный аттестат, чтобы поступать снова на бакалавриат?

      Само собой, т.к. для поступления в вуз необходимо иметь подтержденное образование. Если у вас нет нострификации — значит, нет никакого образования.

      Или по умолчанию, человек, имеющий высшее образование, способен поступить в вуз?

      Диплом без нострификации — лишь кусок бумаги.

      Плюс следует понимать, что не везде в бакалавриат берут с дипломом вуза, в ряде случаев требуют нострификацию именно аттестата.

      В целом о проблематике нострификации советую http://www.podebrady.ru/2009/10/17/nostrifikace/ и комментарии там же. По сути все возможные вопросы там уже были заданы и рассмотрены.

  • Спасибо!
    Т.е. мне нострифицировать аттестат понадобится только в том случае, если не признают диплом?

    • Нет. Вам нужно нострифицировать аттестат в том случае, если вы будете поступать в бакалавриат на тот факультет, где обязательно требуют аттестат.

  • Добрый день! Мне 32 года. Хочу жить в Чехии в Праге. Могу ли я поступить в вуз? Обучение будет платным или нет?

    • Приветствую. Да, конечно, о том и речь в статье — обучение бесплатное вне зависимости от возраста.

  • Хочу поделиться достоверной 100% информацией — ответ на мой вопрос о платности образования после 26 лет из Министерства Образования Чехии.

    Краткий перевод: независимо от Вашего возраста бесплатное обучение на чешском языке предоставляется всем, если Вы впервые получаете эту степень (бакалвр/магистр) на территории Чехии.

    Thank you very much for your interest in the higher education of the Czech Republic. In general, tertiary education realised in Czech language is free of charge for everybody no matter how old is s/he if it is his/her first tertiary education, i.e. if you study your first bachelor/master program in the Czech Republic. Only students up to 26 must pay compulsory charges for health insurance and they do not have discounts for public transportation, etc. For more info about studying in the Czech Republic, please see http://www.studyin.cz

    Ministry of Education, Youth and Sports
    Department for International Relations

    • Дело не в «если Вы впервые получаете эту степень (бакалвр/магистр) на территории Чехии», а в продолжительности обучения. Бесплатно можно учиться стандартный срок плюс 1 год, причем в «стаж» засчитываются все обучения на этой же ступени в гос. вузах Чехии. Т.е., допустим, поучился студент год бакалавриата в одном вузе, его отчислили, пошел во второй, отчислили, пошел в третий — в конце третьего года у него будет уже 3 года стажа и остается лишь 1 год бесплатного обучения в бакалавриате. Потому как стандартный срок обучения в бакалавриате у него 3 года, а бесплатно дается возможность учиться стандартный срок плюс 1 год — т.е. 4 года. Соответственно, если и растянуть обучение в, например, бакалавриате со стандартным 3-летним обучением более 4 лет, то после 4 года надо уже платить. Суммы платятся символические (а в сравнении со стоимостью обучения в России — и вовсе смешные), но все же.

      Я не стал это указывать в заметке, т.к. считаю это второстепенным и касающимся уж совсем прожженых студентов чешских вузов, при первичном вхождении в среду эта информация скорее запутывает, чем помогает.

      • Да, правда эту информацию Министерство в ответе на мой вопрос, не включило.

        Кстати, я думала что стандартный срок обучения в бакалавриате — 4 года. Сколько программ не встречала, везде 4.

        Получается что те, кто учатся по программе, которая длиннее, чем «стандартная» (и кто утверждает эти стандарты?), не имеет права на бесплатную ошибку остаться на второй год например или перепоступить куда-то.

        Да, кстати, в Чехии практикуется оставлять на второй год? Или это чисто «наша» фишка вузов для доп.выкачивания денег с «платников»?

        • Да, правда эту информацию Министерство в ответе на мой вопрос, не включило.

          Вы спросили про возраст — вам ответили про возраст 🙂

          В целом к вашему вопросу прицепом может идти целый рад статей об отличиях чешской (по сути центральноевропейской) системы образования от принятой в СССР и в странах СНГ (она по сути не изменилась).

          Кстати, я думала что стандартный срок обучения в бакалавриате — 4 года. Сколько программ не встречала, везде 4.

          В СНГ? Так СНГ — это совсем другой мир, нежели Чехия. В Чехии в очень редких случаях 4-летний бакалавриат.

          Получается что те, кто учатся по программе, которая длиннее, чем «стандартная» (и кто утверждает эти стандарты?), не имеет права на бесплатную ошибку остаться на второй год например или перепоступить куда-то.

          Повторюсь, стандартный срок обучения (у каждой программы он свой) + 1 год. В бакалавриате со стандартным сроком обучения в 3 года можно бесплатно учиться 4 года, в бакалавриате со стандартным сроком обучения 4 года — 5 лет.

          и кто утверждает эти стандарты?

          Каждая специальность разрабатывается каждым факультетом самостоятельно. Подчеркиваю, не ректоратом, а факультетом. Через ректорат факультет подает специальность на аккредитацию Минобразованием. Из этого вытекает очередные отличия от принятой в СНГ системы образования:
          1. Вузы не имеют аккредитации, аккредитации подвергаются только специальности. Вузы регистрируются лишь формально, по сути в уведомительном порядке.
          2. Нет единых специальностей на всю страну. Ни одна специальность из какого-либо вуза не равнозначна специальности даже с таким же названием из другого вуза. Тот же ИТ на ФЕЛ ЧВУТ и на ФИТ ЧВУТ или ФИТ ВУТ в Брно — разные вещи. Как каждый факультет нуждым — так разрабатывает специальность и проводит ее аккредитацию.
          3. Факультеты вузов (особенно крупных вроде ЧВУТ, Карлова) фактически полностью автономны друг от друга и от ректората. Они сами себе уч. планы рисуют, сами проекты новых зданий утверждают, сами все проекты международные подписывают, сами вступительные экзамены проводят, у каждого свои сроки на прием заявлений, сдачу работ и т.д. Тот же ЧВУТ — это просто единый бренд для разрозненных факультетов с очень разным уровнем преподавания и порядка.
          4. Сам по себе ректорат — это по сути лишь Сенат и ректор. Сенат — избранные преподавателями и студентами (!!!) из преподавателей и студентов (!!!) люди, которые решают стратегические общевузовские задачи. Как правило, все сводится к распределению финансов, т.к. связь между ректоратом и факультетами по сути сугубо финансовая — ректорат не смеет лезть в учебу на факультете, вся учеба на факультете под крылом декана, он полностью Царь и Бог.
          5. Минобразования ЧР к вузам — совсем уж сбоку. Вузы традиционно в Европе ВНЕ ГОСУДАРСТВА, это заведения вольнодумцев и новых идей. Минобразования не может НИЧЕГО указывать вузам и даже не знает, как используются его деньги. Уже лет 10 планируется реформа высшего образования в Чехии, вы наверняка по славным ТВ-каналам Министерства пропаганды РФ видели митинги студентов чешских вузов с комментарием «В Чехии вводится платное образование в вузах — студенты митингуют», но по факту митинги были из-за планов Минобразования ввести надзорную комиссию в ректоратах вузов, но это не поняли бы телезрители страны, в которой пешка из Минобразования для вузов — царь в Бог, да и страны, в которой ректоров ведущих вузов президент страны назначает (facepalm) На введение оплаты студентам, прямо говоря, фиолетово — http://www.podebrady.ru/2011/12/28/skolne/ Это один из миллиона примеров разного восприятия мира людьми из СНГ и чехами — люди из СНГ сразу цепляются за введение оплаты за обучение, а чехам важнее их независимость.
          6. У чешских вузов основа работы — наука. Вузы в Чехии — не места только для обучения. Обучение просто вдовесок к исследованиям идет — Минобразования дает заказ на обучение такого-то кол-ва специалистов, не более. А так у вузов много и других источников финансирования. Есть, не спорю, и квази-вузы, которые только учат — но это по сути всегда только региональные вузы и причины их накачивания деньгами из ЕС мне непонятны (да и Клаус на это жалуется постоянно — ЕС не поддерживает центры Европы, вытягивания из них деньги для посредственностей — так тот же Карлов с топовой наукой и учебой не имеет денег на ремонт корпусов (но опять же в чешских мерках, по российским меркам здесь все ок), а региональные убогие вузы отстраивают на деньги ЕС новые корпуса и жируют, не повышая при этом уровень преподавания.
          7 и т.д. и т.п.

          Да, кстати, в Чехии практикуется оставлять на второй год? Или это чисто «наша» фишка вузов для доп.выкачивания денег с «платников»?

          Здесь опять мы касаемся отличий используемой в Чехии системы от принятой в СССР/СНГ. Если в СССР/СНГ студент обязан сдавать 100% предметов за семестр, то в Чехии (и вообще странах, где используется Болонская система) студент обязан просто набирать определенное кол-во кредитов за каждый семестр и/или год. На каждом факультете правила свои, но, например, на ФЕЛ ЧВУТ в первый год обучения студент обязан получать по 15 кредитов в семестр, в последующие годы нужно получать по 40 кредитов в год (т.е. в 3 семестр можно вообще ничего не сдавать и не отчислят, но придется попотеть в 4 семестре, дабы за 2 год набрать 40 кредитов). Для получения диплома бакалавра нужно сдать все обязательные предметы (есть обязательные предметы специальности, обязательные предметы специализации, предметы специальности и специализации по выбору — из нескольких есть выбор — есть языки, есть общеобразовательные) и в сумме иметь минимум 180 кредитов. Больше — без проблем, меньше — нельзя, придется учиться еще столько, сколько потребуется для получения всех кредитов и сдачи всех обязательных предметов.

          Стандартно студент имеет предметов на 30 кредитов в семестр — т.е. за первые 2 семестра ему по сути надо сдать лишь половину предметов, дабы не быть отчисленным. При стандартном сроке обучения расчет идет на то, что каждый семестр у студента записаны предметы на 30 кредитов в сумме и потому за 6 семестров (3 года) он набирает 180 кредитов для получения диплома бакалавра. Абсолютное большинство студентов не вдается в детали и просто пытается жить максимально беспроблемно — записывать предметы по рекомендуемому уч. плану (т.е. с 30 кредитами в семестр) и сдавать по-максимуму.

          Если уж не сдали что-то — это переносится на следующий семестр, а чаще следующий год (т.к. предметы многие преподаются через семестр). Здесь кроется ключевая особенность обучения в чешских (и вообще современных) вузах — студент САМ формирует свой уч. план. Что изучать, в какие дни изучать. Собственно, и даты экзаменов он выбирает сам и свободно может записывать себе пробные сдачи экзаменов на даты пораньше, а по факту сдавать попозже. Есть рекомендованный уч. план (см., например, http://www.fel.cvut.cz/education/bk/pruchody/pr16176604.html ) и все стараются его придерживаться, но в целом можно мешать предметы как хочется. Не говоря уже о том, что если у вас есть, допустим, окно в 14:30-16:00 в четверг, то вы можете поискать какой угодно предмет себе и записать его. Часто можно даже с других факультетов предметы брать просто интереса ради. Как я писал выше, сдавать все-все-все предметы не обязательно, при наличии свободного времени можно предметы записывать какие угодно и просто интереса ради ходить на них. Обычно так записывают себе разные языки (если найдете у себя в расписании место — можете хоть 10 языков записать, на ФЕЛ преподают от английского и французского до китайского с корейским).

          В виде нужных комбинаций предметов можно получать вторую специализацию — например, на ИТ ФЕЛ ЧВУТ это т.н. «minor obor» http://informatika.fel.cvut.cz/pro-studenty/bakalarsky-program/minor-obory У гуманитариев в силу довольно низкого спроса на раынке труда это по сути обязательно на многих факультетах (сразу пишут, dvouoborove studium) — например, учитель французского языка благодаря выделению предметов по выбору под обязательные предметы филолога французского языка или археолога, может получить вторую специальность филолога французского языка, археолога и др. Порой есть ограничения в комбинациях у гуманитариев, но обычно можно почти что угодно комбинировать. Часто у педагогов такое — выбирает человек, что хочет быть учителем, допустим, английского и затем еще второй предмет себе выбирает — например, выберет биологию и может работать как учителем английского, так и биологии. Подчеркиваю, это никакое не «второе высшее» и прочая советская муть, это просто дополнительная строчка в дипломе, которая подчеркивает вторую специализацию и говорит о том, в чем этот человек профи. Образование в Чехии на порядки ближе к требованиям рынка труда, да и не принято бюджетными деньгами в Чехии разбрасываться. Как и в Чехии вообще не принято говорить о «втором высшем» — нет даже слова такого.

          Здесь часто можно видеть, как студенты 2 года ходят на одно и то же занятие со студентами 3 и никто на студентов 3 курса пальцем не показывает. Те же докторанты без проблем себе записывают и магистерские, и бакалаврские предметы проф. роста ради. Бывает и так, что магистр хочет подтянуть какое-то доп. направление и записывает предмет из бакалавриата — кредитов не дают обычно, но все же развивается человек. Здесь вообще высокая мера толерантности и если кто-то делает что-то не так, как все, то его камнями не забивают — каждый сам волен выбирать свой путь. В стандартные сроки довольно мало кто укладывается и никого это не смущает, это не показатель «лузерства».

          Сразу к вопросу об оплате — есть оплата как за превышение «стандартный срок + 1 год», так и за просто дальшую учебу в бакалавриате или магистратуре. Например, тарифы ЧВУТ — http://intranet.cvut.cz/informace-pro-studenty/uredni-deska/poplatky/resolveuid/dac4c2dc230513fa88f95aab50c21d84 При превышении стандартного срока и 1 года (в ЧВУТ это 4-5 лет у бакалавриата) оплата составляет 20-30 тыс крон в семестр, в то время как если в Чехии сначала успешно закончить один бакалавриат/магистратуру и заново пойти в бакалавриат/магистратуру, то оплата составляет лишь 2650 крон в год. Для тех, кто в танке (а такие здесь явно будут) — оплачивается учеба только при превышении стандартного срока обучения + 1 год (это 20-30 тыс крон в семестр в ЧВУТ) или же в случае, если, допустим, закончить одну ЧЕШСКУЮ магистратуру и потом пойти в другую ЧЕШСКУЮ (это 2650 крон в год) или пойти после ЧЕШСКОГО бакалавриата и магистратуры снова в ЧЕШСКИЙ бакалавриат.

          Советую также почитать http://www.podebrady.ru/2013/07/09/razgovornik/#comment-177869

          Это — тот самый Болонский процесс. Который должен бы быть и в России, о нем должны объяснять повсюду, но вместо этого чиновники Минобразования РФ занимаются какой-то мутью и стращают народ вредом Запада для священного советского образования (которое давно умерло, но его как Ленина в формалине держат). В целом описать все различия системы образования Чехии от таковой в СНГ — дело целого цикла статей и я не уверен, что люди из СНГ правильно поймут изложенное.

          PS Это я еще не затрагивал вопросы вроде т.н. «анкеты» — в вузах в конце семестра студенты анонимно выставляют оценки своим преподавателям и пишут комментарии. Кафедры принимают эту обратную связь и анализируют, используют для улучшения уч. планов. Студенты в Чехии идут в вузы к 20 лет, обычно уже со средним проф. образованием (это — еще огромная тема, в гимназиях учатся лишь гуманитарии или те, кто не знает, кем хочет быть). А еще в Чехии в вузах нет общеобразовательной мути и потому филологи не изучают обязательно высшую математику, а инженеры ИТ — экология. А еще в Чехии в вузах на дневном бакалавриате и седые учатся люди, и 40-летние. А еще много чего здсь совсем по-другому.

          • >> […] да и не принято бюджетными деньгами в Чехии разбрасываться.

            Когда я рассказываю знакомым чехам, что в их университетах учатся тысячи иностранцев, которые не платят ни копейки, а наоборот, получают всевозможные стипендии и ездят по обмену в другие страны за счет их родителей-налогоплательщиков, то у них глаза вылезают на лоб.

            Наверное, их глаза вылезли бы еще дальше, если бы я рассказал, что когда студент-иностранец заканчивает универ в июне, то у него есть время до августа найти работу, а иначе его депортируют суровые работники министерства иностранных дел.

            Разумеется, человек с чешским дипломом не пропадет — знакомые устроились и в Швейцарии, и в Швеции, и в Канаде, а вот чешскому бюджету полмиллиона крон уже никто не вернет, и винить в этом они могут только себя.

            • которые не платят ни копейки, а наоборот, получают всевозможные стипендии и ездят по обмену в другие страны за счет их родителей-налогоплательщиков, то у них глаза вылезают на лоб.

              У бесплатного обучения иностранцев есть и другая сторона — здесь остается немало толковых людей и они платят немалые суммы (т.к. и зарплаты не средние по рынку) как налогоплательщики. Таких людей количественно довольно много, но вот общем потоке въезжающих иностранцев это пара процентов. Сразу отмечу, что миф о платящих огромные налоги российских предпринимателях несостоятелен — см. http://www.podebrady.ru/2013/11/24/rusti-podnikatele/

              Проблема не в бесплатном обучении иностранцев, а в наличии среди гос. вузов большого кол-ва убожеств, куда берут разного рода халявщиков, вечных студентов (которые не учатся, а развлекаются). В итоге после таких вузов иностранцы, само собой, работу найти не могут и никакие налоги не платят, занимаются ахинеей, а то и криминалом. Минобразования надо бы поднять планку того, что называется «высшим образованием» и вернуть ее к уровню ЧВУТ/Карлова/ВШХТ и пр. Чешское высшее образование постепенно скатывается из-за роста кол-ва вузов, кол-ва студентов в них, а потому и уровня (не может все население иметь достаточные мозги для обучения в вузах, любое всеобщее высшее образование утопично). Если могут вузы того же Брно учить на уровне Карлова/ЧВУТ — ок, пускай работают, борятся за студентов, но вот не стоит местным властям делать из них отстойник для вытягивания денег из фондов ЕС.

              их глаза вылезли бы еще дальше, если бы я рассказал, что когда студент-иностранец заканчивает универ в июне, то у него есть время до августа найти работу, а иначе его депортируют суровые работники министерства иностранных дел.

              Эта проблема высосана из пальца и является нереальной. Если студент толковый — он уже диплом пишет на месте будущей работы, а то и вовсе там уже не первый год работает. Если студент бестолковый — у него фирма открыта уже несколько лет и он по предпринимательской визе в Чехии, т.к. его в любой момент могут выпнуть из вуза и окажется без студ. визы.

              Я ни разу не видел то, что вы привели.

              человек с чешским дипломом не пропадет

              Сильно зависит от вуза, специальности и самого человека. Не постесняюсь сказать, что эдак свыше 90% приехавших из СНГ выпускников чешских вузов не могут ВООБЩЕ никакую работу найти. Так знакомые магистры экономики даже в магазины одежды в тур. центре Праги не могли работу найти.

              У ИТ, машиностроения, медицины и химии перспективы самые лучшие. А у, например, большинства гуманитариев и экономистов, в свою очередь, перспективы незавидные. Как и вообще в мире, к слову, имеет место дефицит упомянутых в начале специальностов и избыток указанных в конце.

              вот чешскому бюджету полмиллиона крон уже никто не вернет,

              Откуда вы взяли цифру в 500 тыс? Обучение студента обходится чешскому бюджету в примерно 30-50 тыс крон в год. Кстати, ВШЭ именно на нижней планке — около 30 тыс в год, а у ЧВУТ это 50 тыс крон в год.

              Поэтому если взять, допустим, 40 тыс крон в год — это лишь 200 тыс на 5 лет, никак не 500.

              Общий обзор см. в http://zpravy.ihned.cz/c1-55688390-vime-kolik-vysokou-skolu-stoji-student-nejdrazsi-je-pro-akademii-vytvarnych-umeni

              При этом, например, большинство ИТ-специалистов в Чехии получает зарплату эдак между 500-1300 тыс за год, из которых на одном только НДФЛ отдает 75-195 тыс. Напомню, за ВСЕ обучение (5 лет) ИТ-специалиста чешский бюджет тратит лишь 200 тыс. Я из ИТ, поэтому за ИТ могу говорить уверенно — чешскому бюджету ИТ-кадры привлекать выгодно. Но наглеть не стоит, конечно.

  • […] за обучение, бесплатном обучении иностранцев, причем без ограничения по возрасту. Из раза в раз я сталкиваюсь с незнанием иностранными […]

  • […] русские фирмочки это и с помощью слухов о платном обучении в вузах после 26 лет — чтобы люди отъезд не откладывали, а побыстрее […]

  • […] Уважаемый Пражский Образовательный Центр, за собой больше следите и не распространяйте дезинформацию. Уже достаточно от вас слухов о «платном высшем образовании» в Чехии после 26 лет. […]

  • А можно ли менять факультет с фит на фел например, без перепоступления? Будет ли фэл признавать кредиты полученные в фит? Или надо будет заново поступать и заново набирать кредиты с нуля?

  • Илья, здравствуйте! Как я понимаю, законов об ограничении возраста при приеме в чешские вузы так и не приняли? Подскажите, пожалуйста, было ли в Вашей практике поступление студентов на магистратуру после 44? Не находят ли причину ( например, посольство) не дать студенческую визу такому взрослому студенту?

    • Приветствую,

      Подобные законы даже не разрабатывались.

      Я знаю целый ряд студентов магистратуры и даже более старшего возраста. С визой, понятное дело, в таком возрасте сложнее. Но у записанных на http://www.podebrady.ru/prihlaska/ есть бесплатная полная визовая поддержка, поэтому проблемы сведены к минимуму.

      • Понятно, спасибо!

  • Здравствуйте, Илья. Я хотела бы спросить можно ли учиться в двух государственных ВУЗАХ одновременно(оба prezencni). И если да, то есть какие-то условия? В плане нужно об этом куда-то сообщать или же нет

    • Приветствую,

      Можете, хотя я совершенно не представляю, как вы планируете посещать занятия в обоих местах одновременно.

      Если не будут спрашивать (а порой на записи в студенты спрашивают) — никуда ничего сообщать не нужно. Минобразования и так ведет базу всех студентов, т.к. вузам деньги выделяются поименно, а не просто по пустым словам «У нас 1500 студентов поступило — дайте деньги на 1500 человек».

  • Здравствуйте, Илья!
    Такой вопрос — мы с молодым человеком хотим поступить в Остравский технический университет. Но сомневаемся в возможности самостоятельного обеспечения необходимой суммой денег. Проще говоря, может ли иностранный студент, учась в магистратуре, полностью самостоятельно себя обеспечивать, без финансовой помощи родителей? возможно ли найти такую работу, будучи студентом?

    • Приветствую,

      Зачем поступать в Остравский тех. университет? Или для вас является принципиальным обучение в худшем тех. вузе, дабы потом найти худшую работу и жить настолько плохо, насколько удастся? =)

      Если говорить в целом — нет, не может себя обеспечить студент магистратуры. Как я писал в https://www.podebrady.ru/2016/03/13/brigady/:

      «Хочу напомнить, что подработки не покроют ваши расходы во время обучения на курсах или в вузе, это от силы дополнительная копеечка, не более. В среднем на подработках платят по 70-100 крон в час и потому для получения 10 000 крон для вполне скромной жизни вам в месяц потребуется отработать примерно 10000/70=142 часа, что почти равно полному рабочему дню и никак не может сочетаться с обучением ни на курсах, ни в вузе. Более того, подработки явно не будут сразу переходить одна в другую и некоторое время вы будете без работы, а потому без дохода.

      Не стоит планировать подработки на первые 2-3 года обучения, т.к. в хороших (и перспективных) учебных заведениях они очень тяжелы и ваша подработка быстро приведет к отчислению. В первые несколько лет стоит больше заниматься снижением расходов, а не увеличением доходов.»

      Некие частные случаи можно обсуждать лишь зная, о каком конкретно специалисте речь, какой у него профиль, знание языков и т.д. и т.п. Вы детали не указали — поэтому могу ответить лишь обще.

      • Выбор ВУЗа обусловлен выбором специальности. Для меня — это «промышленная экономика», а для мч — «обработка металлов давлением». Мы выбрали эти направления в связи с наличием соответствующего образования в Украине. Насколько я владею информацией, специалисты из области машиностроения довольно востребованы в Чехии. Поэтому, были надежды на поиск постоянной работы (во время обучения), но с гибким графиком.
        Мы очень хотим переехать в Чехию, обосноваться и работать на законных основаниях на нормальной работе с адекватной зп (а не 15-18000крон,как у нас предлагают). Поэтому, хотели получить чешский диплом магистра.
        Как вы думаете, есть в этом всем смысл? Или же проще уехать сразу работать (в любой сфере), а со временем поискать подходящий вариант?
        И ещё одна проблема, что для украинцев действуют рабочие визы 90/180 и как-то не удобно кататься каждые 3 месяца домой. А для получения трудовой карты нужно заключение договора с местом работы минимум на 2 года. И все бы вроде просто, но зная наших посредников в поиске работы, они могут на ТАКУЮ работу устроить, что потом и вовсе можно пожалеть о переезде. Поэтому, нам казалось целесообразным получение чешского диплома (вроде бы, те же 2года потратить, но наверняка остаться в Чехии при работе на ПМЖ)

        • Машиностроение в Чехии востребовано, но неспроста именно такие специальности в готовом виде — в Остраве.

          Ничего не мешает вам поступить в тот же ЧВУТ на машиностроение и там учиться с нужными вам уклонами. Надо выбирать место обучения не по названиям специальностей, а по уч. планам, набору предметов по выбору — слабые региональные вузы любят генерировать 100500 готовых названий для привлечения ленивых абитуриентов.

          Не уверен, что в Остраве и в целом том регионе вы найдете что-то заметно выше 20-25 тыс крон на руки. Ибо это Острава. Больше платят в центральных исследовательских центрах, а они в иных регионах и работают там выпускники более центральных вузов.

          Проще ли уехать сразу — это вопрос риторический. Примерно как «А не проще сразу после школы пойти работать и так получить опыт?»

          Ехать в Чехию абы куда не стоит — в 99% случаев приехавшие работать кассирами в супермаркете до конца жизни остаются на кассе супермаркета. Т.к. чтобы оттуда выбраться, нужен должный язык, образование, интеграция — а на кассе супермаркета, на складе или в цеху завода вы ее не получите.

          Нет никаких рабочих виз для украинцев 90/180. Получите нормальную трудовую карту и будет вам счастье. Не надо путать разные убогие и полулегальные схемы с нормальным трудоустройством. В целом, как я писал 100500 раз, надо идти на нормальные курсы (в Подебрады), потом учиться в нормальном вузе (ЧВУТ), а далее идти работать. Так уж хотя бы криво-косо удастся занять место под солнцем в Чехии — раз уж была упущена возможность сразу после школы поехать и с нуля построить должную карьеру в Чехии.

  • Вопрос про отчисление из-за ак. неуспеваемости перенесен в статью про поступление — https://cvut.ru/2010/09/intro/#comment-200432 ###

  • Здравствуйте! Планирую поступить в частный ВУЗ ЧР. Мне 31 год. Имею ребенка школьного возраста.
    Не могу найти ответы на следующие вопросы:
    1. Если я запрашиваю студенческую визу, могу ли я одновременно со своими документами подать документы ребенка на долгосрочную визу с целью воссоединения семьи?
    2. Если да, то не будет ли у ребенка проблем с зачислением в школу? Насколько я понимаю, студенческая виза — это не ВНЖ, а на сайте школ в списке документов для зачисления ребенка указан ВНЖ родителя.

    • Приветствую,

      Статья по вашей теме — https://www.podebrady.ru/2017/10/08/s-rodinou/ Возникшие после прочтения вопросы можно задать в комментариях под статьей.

      1. Да, может.
      2. Не должно бы быть, если будут места в нужной вам школе. У иностранцев те же права на доступ к дошкольному, школьному и высшему образованию, что и у граждан Чехии.

  • Добрый день, такой вопрос. Если окончил в Беларуси 9 классов и получил средне-специальное образование реально ли поступить в вуз в Чехии? П.с оценки за школу были неоч, оценки за колледж в дипломе хорошие (7-8 по 10-бальной системе).

    • Приветствую,

      Да, конечно, поступать в вуз будете на основе нострификации диплома колледжа. Она проходит в целом по аналогии с нострификацией аттестата, https://www.podebrady.ru/2009/11/21/school-nostrification-preparing/ Разница только в том, что при нострификации диплома колледжа обычно нет экзаменов, а также обычно часы есть сразу в приложении к диплому и потому не нужно брать справки.

  • Здравствуйте! Подскажите реально ли жителю Казахстана 46 лет поступить на Медицинский факультет. Я имею диплом по эпидемиологии и хотела бы изучать лечебное дело.

    • Приветствую,

      Да, конечно. Для поступления на медицину необходимо пройти годовую подготовку в уч. центре Карлова университета в Марианских Лазнях, см. http://www.marianky.ru Это и 850 часов чешского для изучения с нуля до требуемого в вузе В2-С1, и 350 часов проф. предметов на чешском (у медиков это биология, химия, физика), и всесторонняя поддержка.

      Пошагово о записи на курсы см. https://www.podebrady.ru/2011/10/19/jak-podat-prihlasku/, правила едины для всех стран.

      Никакой роли не играет ваш возраст. Вам разве что будет сложнее получить первичную визу.

  • добрый вечер,мне 25 лет, у меня двое детей,я хочу поступать в чехию на философский факультет, возможно ли переезжать на учебу с 2 детьми?

  • Доброго времени суток, мне 22 года, к моменту выпуска из вуза в 2023 будет 25 лет.
    Планирую поступать на магистратуру по своей специальности (строительство), по возможности в ЧВУТ в Брно. Планирую поступать через годичную языковую школу.
    Осознаю что за 2,5 года еще может все поменяться, но предварительно хотел бы задать пару вопросов, подскажите пожалуйста!

    1. Как я вычитал, доки нужно оформить и отправить за 2-3 месяца, плюс около 2 месяцев оформление, получается подавать нужно в ноябре-декабре ?

    Если это так, то в декабре-января только получу диплом об окончании высшего учебного заведения, значит поступить я уже не успею (уже только через год)?

    2. Стоит ли тратить время и ресурсы на изучение английского или сконцентрироваться на чешском ?

    3. Придется ли сдавать внутренние экзамены при поступлении в магистратуру ?
    (Поступаю на свою специальность, к этому моменту на руках будет: стаж около 4 лет, на диплом колледжа и диплом университета, все заведения и стаж связаны со специальностью)

    4. Сложно ли будет найти работу или лучше «на берегу» обратиться в агенство в рф, через которое мне заранее ее там найдут ?

    5. На сколько я знаю обучение на чешском бесплатное, но после прочтенных комментариев решил что оно условно бесплатное, т.е. какую-то сумму придется все-таки заплатить ?

    6. Если Вы наслышаны от поступающих или абитуриентов (или может из среды) о хороших или одних из самых эффективных языковых курсах, то не могли бы порекомендовать ?
    (или хотя бы где не кидают, по скольку опять же читал про многие не порядочные организации)

    Спасибо.

    • Приветствую,

      ЧВУТ находится в Праге, а не в Брно. Вообще поступление на строительство в магистратуру приличного вуза является делом крайне непростым, т.к. строительство в существенной мере завязано на нормативную базу конкретной страны — грубо говоря, вы не знаете и не будете знать к моменту поступления в чешский вуз чешские СНиПы, а экзамены выстроены вокруг них. Рекомендую вообще почитать о проблематике поступления в чешскую магистратуру после российского бакалавриата — https://www.podebrady.ru/2018/08/28/rusky-bakalar/ Учитывая то, что вы лишь еще только начали учиться в российском вузе, настоятельно рекомендую вам оставлять его и ехать на ближайший (т.е. 2021/22 год) на курсы. Иначе львиная доля вашего времени и денег за эти 2 года будут в итоге в Чехии выброшены на помойку. То, чему вас учат в российском вузе и то, что требуется в Чехии — 2 сильно разные вещи.

      1. Я не понимаю, как вы планируете поступать, как так отправлять документы еще до окончания в вуз. Чтобы поступить в чешский вуз на чешском языке для бесплатного обучения, вам нужно знать язык — для этого едут на годовые курсы. И уже обучаясь на курсах подают документы в выбранный вуз — https://www.podebrady.ru/2010/02/09/prihlasky/ Для того, чтобы попасть осенью 2023 года на курсы, надо в авугусте-сентябре подавать заявку на http://www.pobebrady.ru/prihlaska/ на курсы, к заявке прикрепляется подтверждение об обучении в качестве документа об образовании.

      2. Изучать чешский вы будете с нуля на годовых курсах — см. https://www.podebrady.ru/2015/09/06/cestina-v-cestine/ и https://www.youtube.com/watch?v=kv5SI4OKqFg Во время обучения в вузе надо знать и чешский, и английский — https://cvut.ru/2016/01/cizi-jazyky/ Причем нужно понимать, что в Чехии является общепринятым, что уже выпускник бакалавриата знает английский на В2, под этот уровень подстроена учеба в магистратуре.

      3. Да, сдаются вступительные экзамены.

      4. Я не понимаю, зачем искать работу еще даже до поступления в вуз. Тем более, что никакие агентства никакую внятную работу вам не найдут — если вы и найдете «агентство», то оно явно будет возить только чернорабочих на рабские условия труда.

      5. Я не понимаю, за что вы подразумеваете под условно-бесплатным обучением и за что вы считаете необходимым платить. Обучение в пределах стандартного срока обучения плюс 1 год — бесплатное. На жизнь, общежитие, мед. страховку, курсы языка и прочие расходы — да, надо иметь деньги. Это не кадетское училище, чтобы тут и учили, и одевали, и крышу давали бесплатно.

      6. Следуете моим рекомендациям на http://www.podebrady.ru и все будет хорошо. Основные курсы для технарей — в уч. центре Карлова университета в Подебрадах. Я сам там учился.

  • Добрый день!

    А как быть с тем, кто учился здесь на английском (соответственно на платном) и хотел бы получить второе высшее (первое было экономическое) — поступить в ЧВУТ уже на чешском? Имею ли я еще право на бесплатное образование? Или так как уже имею диплом чешского университета, не могу претендовать на бесплатное место?

    Заранее благодарю за ответ.

  • […] Уважаемый Пражский Образовательный Центр, за собой больше следите и не распространяйте дезинформацию. Уже достаточно от вас слухов о «платном высшем образовании» в Чехии после 26 лет. […]

  • здравствуйте, мне 25, у меня только аттестат 11 класса, могу ли я рассчитывать на бюджет и какие будут сложности в данном случае? заранее благодарен за ответ

    • Приветствую,

      Обучение является бесплатным вне зависимости от возраста, см. текст статьи.

      Сложности потенциальные заключаются в том, что вы давно закончили школу и подготовка к вузу может быть сложнее.

Оставить комментарий для Диана

Рекомендую блоги

  • EngineerAbroad — блог семейной пары о работе инженерами в Чехии после ФЕЛ ЧВУТ
  • ВШХТ.ру — блог об учебе в ВШХТ (ведущем хим. вузе)
  • Магистратура на ФЕЛ ЧВУТ — блог семейной пары об учебе в магистратуре ФЕЛ ЧВУТ
  • Хочу в Прагу — блог студента бакалавриата машиностроительного факультета

ЧВУТ.ру рекомендует

В целом для подготовки к поступлению в ЧВУТ мы рекомендуем курсы чешского и проф. предметов в Подебрадах, на архитектуру - спецкурс в пражском центре «Кристалл».