Сдача бакалаврских и дипломных работ

В конце бакалавриата и магистратуры студенты, как и в России, сдают квалификационные работы — бакалаврскую или дипломную работу, соответственно. По сути своей она принципиально не отличается от российской, а вот организация процесса отличается довольно существенно.

На этой неделе по просьбе коллеги с кафедры я в очередной раз участвовал в организации гос. экзамена и защиты работ, поэтому опишу весь процесс на ФЕЛ ЧВУТ. Обращаю внимание, что речь идет именно о ФЕЛ ЧВУТ, т.к. даже в рамках ЧВУТ на более слабых факультетах можно встретить привычные по учебе в России накрываемые студентами столы для преподавателей, подготовку работ в Word и пр. Описание процесса наверняка будет интересно не только студентам бакалавриата или магистратуры, но и всем докторантам, так как многим или даже почти всем докторантам приходиться сталкиваться с этой пускай и оплачиваемой, но обязанностью. Докторанты не только пишут диссертацию и сдают свои предметы, но и занимаются работой на кафедре — преподают, помогают с проверкой письменных работ, проводят вступительные экзамены, гос. экзамены, защиту квалификационных работ и многое другое.

Выбор темы

Я поступил сразу в докторантуру, не учился в бакалавриате или магистратуре ФЕЛ, и поэтому могу говорить о написании работы сугубо с позиции преподавателя. На мой взгляд, организационно данный вопрос принципиально не отличается от ситуации в России — студент выбирает себе подходящую тему работы, подбирает себе научного руководителя на факультете, под его надзором готовит проект (в нашем случае это веб-приложения) и пишет к ней пояснительную записку. К счастью, никто не требует официального оформления на преддипломную практику и студенты могут писать работы дома, периодически появляясь у научного руководителя для проверки состояния, получения его комментариев о приложении. Подчеркну, идет очень плотная совместная работа студента и научного руководителя в разрезе практической части работы. Это важно, т.к. по моему опыту в России на практическую часть особо не смотрят, в России важна лишь формальная сторона.

Тема в обязательном порядке выбирается еще за год до защиты. Защиты проходят не только летом, около 15% защит приходится на зиму. Спектр тем гигантский, готовые темы от преподавателей выкладываются на внутреннем сайте кафедры. Что особенно радует, на ФЕЛ есть много разнопрофильных кафедр и исследовательских групп по ИТ и поэтому каждый может на свой вкус выбрать тему — от робототехники и систем управления до веб-приложений и распределенных вычислений. Причем хорошие студенты без проблем могут писать работу в группе по-настоящему мирового уровня или же в знаковых компаниях. Например, намедни я выкладывал в комментариях фото объявления о работе по разработке электромобиля Порше:

Конечно, это не говорит о том, что все студенты — светила инженерной мысли и каждый трудится в топовых командах. Специальности на ФЕЛ разные и уровень студентов на разных специальностях разный. Но, в любом случае, я его оцениваю как очень неплохой, даже самые худшие студенты даже на STM (ПО и менеджмент) могут компетентно работать на рядовых ИТ-позициях.

Написание пояснительной записки

По итогам разработки приложения студент готовит пояснительную записку, в ходе ее написания он обращается за помощью к своему научному руководителю. Как я вижу по качеству выполнения записок, научный руководитель в подготовке записки участвует весьма поверхностно. Лично меня Бог миловал и пока мне удается избегать роли научного руководителя при написании квалификационных работ, поэтому об объеме обязанностей научного руководителя я судить не могу.

При этом очень радует, что в Чехии к написанию работы подходят серьезно, борьбой с плагиатом занимаются основательно и поэтому каждая квалификационная работа начинается с листа с подтверждением студента о том, что данная работа выполнена им самостоятельно в соответствии с законом об авторском праве:

Кроме того, лично для меня было в новинку видеть написание работ в LaTeX. Есть готовые факультетские шаблоны, по которым студенты делают работы. Если студент возьмется писать записку в Word, то его не поймут. Без сомнения, с одной стороны это вынуждает знакомиться с новой средой, а с другой — текст прекрасно отформатирован, список литературы составлен идеально, нет проблем с нумерацией. Да и откуда им взяться, ведь все обеспечивается средой. Настоятельно рекомендую всем и в России делать работы в LaTeX, это экономит очень много времени и сил, а работа будет выглядеть по-настоящему серьезно, в отличие от поделок из Word.

Бакалаврская работа обычно имеет объем в 40-50 страниц, у дипломных — чуть больше, до 70. Если диссертации у нас пишут обязательно на английском, то в бакалаврских и дипломных работах преобладает чешский. К работам на английском относятся нормально, английский используется в Праге в в академической среде почти наравне с чешским. Правда, если писать работу на английском, то и сдавать гос. экзамен, защищаться придется на английском.

Отзыв оппонента

На каждую работу обязателен отзыв оппонента. Поэтому почти за полгода до защиты студент или его научный руководитель подыскивает подходящего оппонента. Четких требований нет, главное — образование не ниже магистерского. После подготовки текста работы (примерно за 2 месяца до защиты) студент загружает работу в архив квалификационных работ, передает оппоненту 1 экземпляр работы в твердом переплете, ПО прилагается на диске. Оппонент готовит отзыв и в срок за несколько дней до защиты отправяет свой отзыв на эл. почту студенту и его научному руководителю, а распечатанный и подписанный отзыв сдает на студ. отделение (аналог деканата) вместе с полученным от студента экземпляром работы.

Я уже неоднократно писал отзывы для студентов коллег по кафедре, для специалиста с практическим опытом в данной области (а у нас все занимаются веб-разработкой) и в написании научных работ ничего хитрого в написании отзыва нет и все занимает не более пары часов. Хороший отзыв пишется в форме оценки проекта по нескольким критериям. Они могут быть любыми, в нашей команде принято руководствоваться следующими:

  1. Сложность задания
  2. Успешность выполнения задания
  3. Успешность подготовки письменной работы
  4. Понятность и логичность текста
  5. Язык и типографика
  6. Работа с источниками информации
  7. Возможность использования проекта на практике

Также в отзыве приводятся несколько вопросов оппонента, которые он бы задал при очном обсуждении данного проекта. Например, можно спросить о цели разработки проекта, если уже существуют эффективные решения данной задачи. Или почему выбрана та или иная технология, что подразумевал автор использованием данной архитектуры и пр.

Как итог отзыва — рекомендует или не рекомендует данный проект к защите, какую оценку ставит. Стоит отметить, что на ФЕЛ ЧВУТ не принято всем подряд ставить «отлично» и поэтому очень редкий проект получает высший балл. Для этого нужно иметь по-настоящему выдающийся проект. Кстати, научный руководитель также пишет отзыв на работу студента.

Письменная часть

Студ. отделение уведомляет студентов о дате и времени проведения их защиты. И гос. экзамен, и защита проекта проходят в один день. Письменную часть проводят 2 докторанта, 1 из них всегда обязательно должен быть в помещении.

Итак, докторанты приходят за полчаса до начала письменной части гос. экзамена первого студента, открывают кабинет (ключ надо взять за день заранее), проветривают, включают свет. На студ. отделении необходимо взять инструкцию о проведении письменной части экзамена, расписание защиты (где указаны все студенты, их темы, научные руководители и оппоненты, время каждого этапа гос. экзамена и защиты) и дополнительную бумагу с печатями для тех студентов, которым не хватит 1 листа.

За 5 минут до начала письменной части гос. экзамена за каждым студентов выходит докторант, заходит на студ. отделение за конвертом с вопросами для студента и забирает студента, отводит в аудиторию. Параллельно по пути объясняет ему правила проведения экзамена — не списывать, выключить телефон и пр. Студента усаживают поодаль от остальных и дают конверт с вопросами — вопросы заранее подготовлены для конкретного студента. Профессора готовят вопросы анонимно, в студ. отделе делят вопросы случайным образом между студентами конкретной специализации. На письменную чась отводится 30-45 минут, в зависимости от специальности. Казалось бы, вопросы заранее заготовлены и это целое поле для коррупции — но лично я пока ни разу не видел того, чтобы студенту попали простые вопросы или он смог играючи на них ответить.

Прямо скажу, это довольно несложная задача. Обычно докторанты договариваются, что один ходит за студентами до обеда (т.е. с 8 до 13 часов), а второй — после обеда (с 13-14 часов до 17-18). Тот, который не ходит, может плевать в потолок или сидеть в интернете, поглядывая вторым глазом на студентов. К счастью, чехи не списывают и забот нет, а вот за иностранцами нужен глаз да глаз. Однажды я был на письменной части, где русская студентка расположила смартфон между ногами так, что его вообще не было видно. Я видел, что у нее что-то есть, но что и где — абсолютно не видел! В итоге я все-таки ее поймал.

Защита проекта и устная часть

В конце письменной части за студентом приходит секретарь комиссии, его роль играет другой докторант. Обычно на 1 аудиторию для проведения письменной части приходится 4-5 комиссий, в каждой из них свой секретарь, который забирает каждого студента и отводит на устную часть.

Как я уже писал, секретарь — тоже докторант. В день защиты докторанты либо являются секретарями, либо проводят письменную часть. Секретарь приходит на студ. отделение примерно на 20 минут позже тех докторантов, которые проводят письменную часть. Он аналогично берет расписание, а главное — протоколы. На каждого студента выдается бланк протокола, в который следует вписывать имя и фамилию студента, оценки за все части гос. экзамена и собирать подписи всех членов комиссии. В случае, если студенту не удается защитить проект или сдать гос. экзамен, то следует в протоколе подробно указать причины. К сожалению, это очень непросто, т.к. нужно писать очень быстро и из нити спора членов комиссии (а судят они строго) выделять их оценки, а затем бегать для сбора подписей и еще придерживаться графика. Кроме того, все это заполняется по-чешки и совсем не хочется ошибиться в грамматике, все-таки документ якобы заполняет человек с высшим образованием.

Но вернемся к студентам. Итак, студента приводят в аудиторию перед комиссией, он вставляет к компьютер свою флешку с презентацией или же подключает проектор к своему ноутбуку. В это время секретарь передает членам комиссии подготовленную студентом письменную часть гос. экзамена. В комиссии сидят преподаватели разных предметов, поэтому каждый берет вопрос по своей специализации. Студент рассказывает о проекте, после чего ему могут задать пару дежурных вопросов, в суть проекта особо не вникают, за 30 минут защиты невозможно внимательно изучить текст пояснительной записки и уж тем более ознакомиться с работой ПО. В конце защиты проекта зачитывают отзывы оппонента и научного руководителя, они решают все. Как я писал выше, отзыв оппонента студент знает задолго до защиты, поэтому может подготовиться к ответу. Но все-таки речь обычно идет о существенных недостатках проекта или ошибках в пояснительной записке и поэтому эти недочеты не устранить, надо пытаться как-то их объяснить. Нередко ответы на вопросы оппонента у студентов выделены в отдельные слайды презентации.

После защиты проекта следует устная часть гос. экзамена, на которой задают уточняющие вопросы, обсуждают ответы. В редких случаях у комиссии нет никаких вопросов по устной части и студента сразу просят выйти для того, чтобы комиссия посовещалась. Вот здесь начинается главное действо секретаря, необходимо быстро все записывать. Совещание занимает не более 5 минут, после чего секретарь вызывает студента обратно в аудиторию и ему объясняют результаты, поздравляют с защитой (в случае успешной защиты). Мечта секретаря — чтобы все студенты успешно защищались, иначе приходится много писать. Если студент защитился успешно, то ему возвращают зачетку и копию работы в твердом переплете. Тут же секретарь вылетает и бежит за следующим студентом.

О этике, алкоголе и еде

Я отдельным разделом выделю вопрос питания комиссии, столь животрепещущий для стран СНГ. Как ни странно, но во время защиты на ФЕЛ нет никаких банкетов и тем более употребления алкоголя. Защита идет целый день, комиссия находится в университете с 8 утра и обычно до 17 часов, без сомнения все очень устают. Даже я очень уставал бегать туда-сюда, не могу себе представить того, как после такого рабочего дня чувствуют себя профессора 60-70 лет, приходящие на защиту с разных факультетов ЧВУТ и других вузов, из Академии наук. При этом они не перестают вставать, искренне поздравлять защитившихся бакалавров и инженеров.

Рабочий день пополам разделен обедом, примерно в 12-13 часов. Никакого банкета, повторюсь, нет. Комиссии выделен час времени на обед, во время которого профессора и докторанты идут по своему вкусу перекусить. Кто куда. В столовые, конечно, докторанты и профессора обычно не ходят (еда в столовых быстро надоедает, больше пары лет невозможно питаться), за те же деньги можно перекусить по обеденному меню в ресторане неподалеку, в Праге нет недостатка в ресторанах. Обычный рабочий обед.

Кроме этого в 10 и 15 часов есть 15-минутные перерывы, во время которых можно размяться, пройтись по кафедре и спокойно выпить кружечку кофе или чая. Минут за 10 до перерывов со студ. отделения референтка приносит на подносе по 2 чешских бутерброда (чеш. Chlebičky) на каждого в комиссию и тем докторантам, которые проводят письменную часть экзамена. Ими можно неплохо перекусить, на нем обычно либо много сыра с плесенью, либо плотно уложены половинка яйца, ветчина и сыр. На письменной части у докторантов есть стаканы, 2 бутылки воды по 1,5 литра, а в комиссии — термосы с кофе и кипятком, пакетики с чаем, сахар и т.д. В последний перерыв приносят по кексу или рулету. В прошлом году однажды я был на последнем дне защиты секретарем и на последний перерыв кроме обычного сладкого со студ. отделения принесли всем членам комиссии и по рожку мороженого «Экстрем».

В целом отмечу, что работа на кафедре весьма слаженная и дисциплинированная, есть профессиональная этика. Люди одновременно и простые, без завышенного самомнения, и очень требовательные к себе. На том же студ. отделении у нас рефереткой работает супруга основателя компании-разработчика антивируса Avast. Явно она могла бы и вовсе не работать, но она занимается. Видимо, ей эта атмосфера нравится.

16 комментариев

  • Про мороженое что-то так трогательно. Не прекращаю умиляться человеческому подходу во всем)

    А что происходит со студентом, которого поймали за списыванием?
    И какова успешность защит? По крайней мере, в тот день, когда вы были секретарем?

    И я вот не знаю мест, где бы обеденное меню стоило так же, как в столовке( Впрочем, я беру вегетарианские блюда, они дешевле мясных.

    • А что происходит со студентом, которого поймали за списыванием?

      Дисциплинарная комиссия решает. Как правило, при любых нарушениях студента просто отчисляют. К моральной стороне вопроса у чехов довольно строгое отношение. Да и у чехов не принято списывать, давать списывать — еще во время учебы в Подебрадах преподаватели не понимали, почему русские всегда дают друг другу списывать.

      И какова успешность защит? По крайней мере, в тот день, когда вы были секретарем?

      Примерно 80%.

      И я вот не знаю мест, где бы обеденное меню стоило так же, как в столовке( Впрочем, я беру вегетарианские блюда, они дешевле мясных.

      Вегетарианские — возможно. Лично я ем мясо, питаюсь в ресторанах, разницы особой нет, от силы крон на 20 дороже обеда в столовой.

      • ФИТ, магистратура, последня парта. Все чехи списывают и спрашивают у соседов ответы. Как на других партах было не знаю. Вы иногда слишком всё идеализируете.

        • В своей практике я не сталкивался со списываниями у чехов на гос. экзаменах. И уж тем более со стороны чехов. Однажды чех вроде как хотел списать, но волновался так сильно, что у него это не выходило и я попросту напротив него встал и дождался письменной части экзамена. Он не сдал, к слову.

          • C гос экзаменом конечно думаю всё строже, вероятность отчисления довольно сильно влияет. Мой пример касается обычного экзамена, и думаю за такой проступок просто пойдёшь на пересдачу. На многих экзаменах кстати контроль достаточно сильный, в России с таким редко сталкивался.

      • Я соглашусь, что у чехов нет русской темы готовить к экзамену не знания, а способ списать. Но если препод дает возможность заглянуть в конспект, то редко когда эта возможность не используется (хотя бы для контроля).
        Мне просто интересно было, в случае госов, дается ли студенту возможность ответить на вопрос без использования вспомогательных средств или как только поймали — экзамен для него закончился?

        Успешность 80% — это именно за защиту или за все части дня вместе? То есть, случалось ли, что студент успешно сдавал письменную часть, но заваливал презентацию своей работы?

  • Чехи не списывают? Ага, еще как списывают, похлеще ин. студентов. Как только выпадает случай, сразу достают шпаргалки, телефоны и катают безбожно 🙂 И у друг у друга тоже списывают. Конечно, преподаватели обычно очень следят за этим и прогоняют с экзамена, как только заметят, но максимум, что грозит, это пересдача. Я не имею ввиду гос. экзамены, конечно, там уж слишком рискованно списывать, а про обычные..

  • Сдавал бакалаврские госы на ФЕЛе этим летом. Илья Рудомилов, кстати, был одним из тех двух докторандов, которые следили за тем, чтобы никто не списывал во время письменной части экзамена. Какое совпадение! 🙂

    Самый неприятный момент — это что два вопроса уже подготовлены и запечатаны в конверте с твоим именем заранее! То есть не покидает страх того, что кто-то специально для тебя может выбрать каверзные вопросы, чтобы тебя завалить. Или, скажем, просмотреть твои оценки за предметы и выбрать вопросы по тем предметам, по которым ты получил самые низкие оценки.

    Совершенно не понимаю, почему нельзя положить перед студентом все 100 вопросов текстом вниз, и дать ему самому «вытянуть» два билета. Так и прикольнее, и намного честнее.

    Про защиту проекта хорошего сказать могу мало. Мне дали 7 минут на то, чтобы я представил свой проект (над которым я работал около года) перед пятью людьми, которые СОВЕРШЕННО не разбирались в теме моей работы. Более того, было видно, что всем из присутствующих пяти профессоров было откровенно пофиг, и их можно было понять. В итоге я проговорил пару минут сам для себя, потом мне это надоело и в середине презентации я сказал, что всё, типа, конец. Никто из пяти профессоров подвоха не заметил 🙂 Вообще не понимаю, зачем эта презентация нужна. Как правильно заметил Илья, решающими всё равно являются отзывы оппонента и ведущего твоей работы.

    А вообще, нормально. Только стрессово слишком. Получил 5.

    • перед пятью людьми, которые СОВЕРШЕННО не разбирались в теме моей работы

      Здесь дело скорее в банальной усталости (я и сам с ног после каждой защиты валюсь — с 7 утра до 17 часов бегать сложновато). Если будут в каждую работу вникать — умрут.

      Тем более, что защита (любая, в т.ч. диссертации) основана на отзывах оппонентов и присутствии оппонентов, научного руководителя. Комиссия как таковая проверяет лишь формальную сторону вопроса. Содержание — на оппонентах и научном руководителе.

  • […] защитой диссертации — гос. экзамены. В отличие от гос. экзаменов бакалавриата и магистратуры, их разделяют с самой защитой несколько семестров и […]

  • Илья, в первую очередь, спасибо за статью! Очень познавательно!

    А где на сайте ФЕЛа обо всем этом написано, не подскажите?

    Заранее спасибо!

    • Приветствую,

      О чем именно?

      • Как это все проходит и что тема выбирается за год до защиты.

        • Пожалуй, нигде. Данная информация относится к крайне важной и подается студентам не в начале обучения, поэтому на сайт ее выкладывать не так уж важно.

  • […] в стенах ВШХТ (фирмой KANAG). Если, например, в ЧВУТ все работы в твердом одноцветном переплете, у наших — свой […]

  • […] магистратуре (изучение предметов, экзамены и зачеты, написание дипломной работы, сдача гос. экзаменов), то в российской аспирантуре и чешской докторантуре […]

Оставить комментарий

Рекомендую блоги

  • EngineerAbroad — блог семейной пары о работе инженерами в Чехии после ФЕЛ ЧВУТ
  • ВШХТ.ру — блог об учебе в ВШХТ (ведущем хим. вузе)
  • Магистратура на ФЕЛ ЧВУТ — блог семейной пары об учебе в магистратуре ФЕЛ ЧВУТ
  • Хочу в Прагу — блог студента бакалавриата машиностроительного факультета

ЧВУТ.ру рекомендует

В целом для подготовки к поступлению в ЧВУТ мы рекомендуем курсы чешского и проф. предметов в Подебрадах, на архитектуру - спецкурс в пражском центре «Кристалл».