Обязательное преподавание в докторантуре
На ФЕЛ все докторанты дневной формы среди прочего обязаны преподавать, это прямо указано в правилах обучения в докторантуре: на данный момент это около 4 ак. часов (2 пары) в неделю в течение 4 семестров. За преподавание дается 4 кредита и без них не защитить минимум диссертации в конце 2 года обучения. После года курсов преподавать на иностранном языке носителям языка — вот это задача!
Я как иностранец после согласования с научным руководителем первый год плотно занялся первыми конференциями, изучением английского и профильных предметов, а потому с начала второго года мне как докторанту кафедры вычислительной техники поставили 2 пары лабораторных работ по программированию на Java, одна за другой. Нормой тогда была 1 пара в неделю в течение 4 семестров, но мне, соответственно, пришлось вести по 2 пары в неделю.
Предметы
По сути никто вам не даст выбирать предмет для преподавания. По меньшей мере у нас такой возможности нет, всем дают то или иное программирование на Java, вопрос только в том, на каком уровне сложности. Когда я преподавал, на ФЕЛ еще не было вступительных экзаменов и потому на первый курс приходила орда студентов, большинство из которых не знала толком ничего и не хотела знать — преподавателей не хватало. С введением экзаменов ситуация стабилизировалась, преподавать стало проще, большого дефицита в преподавателях теперь нет и потому жизнь докторантов стала проще.
Разминка
Кроме непосредственно преподавания нужно заниматься большим объемом педагогической работы на кафедре, среди основных я могу отметить участие в защитах и гос. экзаменах, а также проверку письменных работ студентов своего научного руководителя. Так за проверку тестов и иных письменных работ нашего научного руководителя я сел с самого начала первого семестра докторантуры.
Проверять работы очень непросто, тем более иностранцу, порой текст сливается в одну строчку и вообще не разобрать ничего. Не самый худший пример:
Вызвано это особенностями чешской каллиграфии, основанной на письме пером, на данный момент они считаются устаревшими и Минобразования вводит новые прописи. Свои нотки вносит неподдельный юмор довольно большого количества студентов, — если они не знают расшифовку аббревиатуры, то начинают выдумывать забавные варианты. Например, так RMI (Remote Method Invocation) может превратиться в Russian Military Invasion.
Будьте готовы к тому, что немало времени вы просидите за разбором письменных работ. Как своих студентов, так и своего научного руководителя. Также перед собственным преподаванием я несколько раз сходил на занятия к коллегам по исследовательской группе и посмотрел, что и как проходит — все показалось несложным. Как же я ошибался!
Ад
В день Х я пошел на свою первую пару и вообще не представлял, как она пройдет, ведь я на чешском должен буду объяснять материал чехам. Усугублялась ситуация тем, что гарант (организатор) моего предмета не подготовил никакие материалы для проведения лабораторных работ и на руках у меня был лишь список тем на семестр — по 1 на каждое занятие, опираться можно было разве что на презентации с лекции, дабы знать, что студенты должны бы уже знать по теории и что они явно не знают. Что делать на занятиях, как оценивать студентов — все нужно было придумать самому. На первом занятии в неделю я по сути набивал руку, второе проходило уже относительно гладко, да и в целом весь первый семестр я большей частью втягивался в процесс, самым сложным было выработать честный механизм получения зачета — например, первый тест на зачет у меня почти никто не написал, пришлось проводить новый, переделывать задания, систему оценок.
Самое сложное в преподавании — это не знание предмета, а организаторские навыки: как сделать занятие интересным, как привлечь внимание студентов, как заставлять их дома повторять материал, ходить на лекции, как выставить хорошим студентам зачеты и при этом не дать зачеты недостойным. Если вы поставите зачет студенту, а он потерпит фиаско на последующем экзамене по этому предмету, то по шее вы крепко получите. Как и держите себя в руках: если вы сделаете опечатку в коде примера, он не заработает и вы оперативно не увидите ошибку, то студенты вас не поймут, а меня так однажды студентка с первого ряда на телефон начала записывать. Смотрю в код и в упор не вижу опечатку, но студенты жестоки.
Долго я голову ломал над тем, как заставить студентов ходить на лекции. Ибо если они не ходят на лекции, то приходя на практику они ничего не понимают и приходится превращать занятие в лекцию и тем самым тратить время впустую. Уже к концу первого семестра я сделал нормой короткий 5-минутный тест по материалу последней лекции — осведомленность о материале лекций кардинально улучшилась.
Занятия я вел не по топовым специальностям, а середнячку на тот момент — «Разработка ПО и менеджмент», а то и вовсе были студенты с других факультетов, например, факультета биомедицинской инженерии ЧВУТ. Темы поэтому были не очень сложные: начинали с ветвления, циклов, к концу семестра доходили до задачек на RMI.
На большинстве предметов все проще, у вас на руках есть даже готовые примеры для лабораторной, готовые задания для теста для зачета.
Язык
Как бы вы ни знали язык — не нужно молчать, иначе студенты сразу переключатся на свои дела и начнется балаган. Даже если объяснять было особо нечего, то я все равно говорил, приводил какие-то примеры, давал какие-то дополнительные задания. Если вы умеете внятно программировать, то занятие по основам программирования можно растягивать бесконечно. Да, я говорил не всегда грамматически правильно, но раз от раза все становилось лучше, причем в первую очередь благодаря тому, что все реже задумывался о том, правилно ли говорю. Именно благодаря преподаванию у меня сильно улучшился язык: окончательно пропали тормоза в чешском языке, я перестал бояться говорить неправильно и все стало просто литься из головы.
Первый семестр давался откровенно тяжело (в первую очередь организационно), но во втором многое было уже повторением и потому все пошло намного легче. У меня как выпускника Подебрад системных проблем с языком не было, чехи меня понимали и я чехов понимал. Провал был лишь в случае со словаком, который без стестенения как пулемет закидывал меня словацким языком, а я был вынужден переспрашивать. В конце-концов в анонимной анкете для оценивания преподавателей я увидел по-словацки: «Пану Рудомилову стоило бы подтянуть чешский». Было очевидно, кто является автором.
С русскоязычными я общался строго по-чешски, иначе это вызовет непонимание у чехов.
Студенты и репетиторство
Так как я преподавал у студентов первых семестров, то в каждой группе оказывалась пара-тройка русскоязычных. Я не припоминаю, чтобы хотя бы один из них обладал хотя бы поверхностными знаниями программирования или большим желанием научиться программировать. Самым же сильным студентом из всех, которые у меня были, был вьетнамец. Чехи в среднем также были неплохи. Из числа иностранцев могу отметить литовца, который в начале семестра ничего не знал, но ходил на лекции, выполнял все мои указания и успешно получил зачет, сдал экзамен — за него потом еще меня и хвалили.
В качестве примера беспечности могу привести русскоязычную девушку, которая приходила на занятия, ничего не понимала, а на мой вопрос о том, ходит ли она на лекции, она ответила отрицательно и спросила о репетиторстве. Она же после пропущенного мной из-за конференции занятия на заданный по материалу прошедшей лекции дала такой ответ:
По сути каждый русскоязычный студент (а нередко и не из моих) в конечном счете обратился ко мне с вопросом о репетиторстве. Я наотрез отказался, порекомендовал литературу и посещение лекций (на которые они почему-то не ходят), т.к. они действительно дают все необходимое. Позднее на кафедре у коллег спросил, как они реагируют на вопросы о репетиторстве, на это последовал встречный вопрос: «А у тебя много времени лишнего?».
Плюсом чешской системы образования можно назвать то, что студенты не только довольно свободно переходят от одного преподавателя лабораторных работ к другому, так и могут попросту перенести предмет на другой семестр. Кому не нравилось мое преподавание — могли просто уйти к другому преподавателю. При этом и ко мне приходили студенты от других преподавателей, очень приятно было увидеть у себя во втором семестре знакомые лица по первому — им понравилось преподавание и они выбрали меня.
Класс
Занятия по моим предметам всегда проходили в кампусе на Дейвицкой. Перед началом занятия надо пойти на проходную за ключом от класса и пультом управления к проектору. Если дверь просто захлопнута, то карта докторанта открывает дверь, но вот на длительное время дверь закрывается все же ключом и потому без него порой не обойтись.
В классе у вас есть как собственный компьютер с подключением к проектору, так и кабель для подключения своего ноутбука.
Как правило, все с основного компьютера выводят все на проектор для студентов, а на ноутбуке открывают вспомогательный материал, перестраховщики могут открывать код примеров.
В качестве компьютеров в по меньшей мере в 2011/12 год моего преподавания стояли тонкие клиенты Sun, работающие на каком-то сервере с Solaris. Штука довольно тормозная по современным меркам, но для базового программирования этого более чем достаточно, а благодаря виртуализации студент мог садиться за любое рабочее место.
В число обязанностей преподавателя также входит назначение пароля каждому студенту в начале первого занятия: через всего-навсего passwd. Собственно, основой всей работы на ФЕЛ ЧВУТ являются nix-системы, Java, OpenSource, владейте хотя бы базовыми навыками в том же Linux.
Итого
До начала преподавания я смотрел на педагогическую деятельность неадекватно — мне казалось, что это довольно несложно и нужно просто уметь хорошо программировать. На деле нужно не только самому уметь, но и уметь легко, просто объяснять, контролировать усвоение материала, выставлять справедливые оценки (дабы хорошие сдали, а нехорошие не сдали).
Эти занятия стали для меня большой школой жизни, но с концом обязательного преподавания я отошел от него — времени занимает очень много, не остается больше по сути ни на что. Я вел 2 пары в неделю и потому на мне было 40 человек, которых нужно было бы в идеале нагружать домашними работами и затем все их проверять. Также в конце семестра шла семестральная работа (некое подобие российской курсовой, но без такой обширной пояснительной записки) и это отнимало вообще все время, нужно было почти отказываться от должной подготовки к сдаче собственных экзаменов, написания статей и пр. Сверху все это в конце каждого семестра, как правило, придавливалось бакалаврскими или дипломными работами, по меньшей мере написанием отзывов оппонента.
7 комментариев
Оставить комментарий
Рубрики
- Без рубрики (3)
- Бюрократия (19)
- Досуг (7)
- Еда (1)
- Жилье (11)
- Обучение (25)
- Сайт (1)
- Связь (3)
- Транспорт (1)
- Чехия (2)
Рекомендую блоги
- EngineerAbroad — блог семейной пары о работе инженерами в Чехии после ФЕЛ ЧВУТ
- ВШХТ.ру — блог об учебе в ВШХТ (ведущем хим. вузе)
- Магистратура на ФЕЛ ЧВУТ — блог семейной пары об учебе в магистратуре ФЕЛ ЧВУТ
- Хочу в Прагу — блог студента бакалавриата машиностроительного факультета
Новые комментарии
ЧВУТ.ру рекомендует
Свежее у друзей
- «Хорошие русские» и их петиции 29.10.2024
- Пособие для студентов с временной защитой 06.10.2024
- Временная защита для украинских студентов 15.09.2024
- Замена замка и единый ключ на несколько замков 01.09.2024
- Новый забор 04.08.2024
Я вот до сих пор стараюсь «избегать» словацкого языка)) Даже на работе, если один из проектировщиков — словак, я вежливо прошу говорить по-чешски, чтобы не возникало недопонимание 🙂
А вообще, молодец ты, что справился со всем этим! стресс еще тот!
Спасибо 🙂
Да, словацкий осложняет учебу и работу в Чехии 🙂
[…] Так, например, оборвалось мое изучение немецкого, мое преподавание (которое не перенести) во втором семестре изучения […]
[…] предметы, съездил на первую конференцию и начал преподавать, но в январе 2012 года на ресешне общежития ЧВУТ, где я […]
[…] я упоминал уже не раз, я разочаровался в работе преподавателя вуза в Чехии, а мир образования […]
[…] я начал преподавать в ЧВУТ, то у многих русскоязычных глаза на лоб лезли: «Ты […]
[…] вузах фактически занимает 7-8 лет, включает в себя обязательное преподавание, изучение узкопрофильных предметов, множество […]